BMW Circular Economy

    СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ:
    КАК BMW ЗАБОТИТСЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ?

    Устойчивое развитие для BMW это не просто слова: долгосрочная стратегия и ответственный подход всегда были фундаментом экономического успеха BMW Group. Из этой статьи Вы узнаете о том, как компания решила стать самым устойчивым автопроизводителем – и теперь собирается сделать следующий большой шаг на этом долгом пути. Кроме того, мы расскажем про экономику замкнутого цикла в качестве главного приоритета       и перспективы устойчивого развития до 2040 года. 

     

    Благодаря инженерам, ученым и специалистам BMW мы можем уже сейчас заглянуть в 2040 год: концепт BMW i Vision Circular (➜ Подробнее о BMW I Vision Circular) позволяет понять, как может выглядеть в будущем компактный электромобиль BMW, в котором сочетаются экологичность и роскошь. Как свидетельствует название автомобиля, в основу его дизайна положены принципы экономики замкнутого цикла («Circular»).

    Далее

    Но что же означает экономика замкнутого цикла? Так как многие ресурсы ограничены, экономика должна отказаться от линейного принципа «добыть, произвести, выбросить» и перейти к работе

    в реальном замкнутом цикле, где ничто не тратится попусту.

    Цель экономики замкнутого цикла заключается в том, чтобы существующие материалы и продукты эксплуатировались, ремонтировались, перерабатывались и совместно использовались

    в течение как можно более длительного периода времени. Эта философия обеспечивает устойчивую защиту окружающей среды.

     

    Концерн BMW Group уже наметил курс на будущее и уделяет огромное внимание устойчивому развитию и ресурсосбережению, начиная

    от цепочки поставок и собственно производства до завершающего этапа жизненного цикла всех продуктов. Наглядным отражением этой политики служит BMW i Vision Circular, который был представлен

    на выставке IAA Mobility 2021. Концептуальный автомобиль является новаторским прототипом, созданным в соответствии с принципами экономики замкнутого цикла. BMW i Vision Circular показал, что цель создания полностью климатически нейтральной бизнес-модели

    к 2050 году вполне достижима. 

    Далее

    Концерн BMW Group нацелен на достижение полной углеродной нейтральности не позднее 2050 года.

    Это касается энергетических требований, цепочки поставок, производства, а также циклов использования и утилизации. Поэтому уже на этапе производства автомобилей необходима максимально возможная экономия ресурсов. Это касается экономии энергии при производстве и разных других областей – вплоть

    до применения переработанных материалов, например на соответствие принципам экономики замкнутого цикла проверяются цепочки поставок. Такие важные для производства батарей элементы, как кобальт или литий, никогда не закупаются в конфликтных регионах, а количество используемых материалов ограничивается необходимым минимумом.

     

     

    Хотя такие понятия, как экологическая ответственность и устойчивое развитие, в настоящее время у всех на слуху, для BMW Group эта тема отнюдь не нова. Фактически, компания BMW начала рассматривать устойчивое развитие как центральный элемент своей бизнес-стратегии еще в 1970-х годах.

    Далее

    ПЕРВЫЕ ШАГИ

    Уже на летних Олимпийских играх 1972 года в Мюнхене компания BMW использовала оснащенный электроприводом BMW 1602, который

    в качестве автомобиля сопровождения обслуживал соревнования марафонцев и ходоков на дальние дистанции. Год спустя BMW стала первой автомобильной компанией, которая наняла специального сотрудника, ответственного за экологию, заложив тем самым основы превентивной защиты окружающей среды.

     

    С тех пор компания последовательно разрабатывает свои стратегии

    и мероприятия в области устойчивого развития и претворяет их

    в жизнь. Так, были внедрены новые технологии для сокращения вредных выбросов, например, каталитические нейтрализаторы или лакокрасочные материалы на водной основе в окрасочных цехах,

    а также разработаны концепции по вторичной переработке.

    В 1993 году принципы лидерства BMW были расширены, и в них были включены обязательные экологические нормы для всех сотрудников. Тогда же были разработаны и руководства по экономичному

    и экологичному демонтажу и утилизации отдельных моделей BMW.

    Далее
    BMW Circular Economy

    2000-Е ГОДЫ: СТРАТЕГИЯ МЕНЯЕТСЯ

    BMW Circular Economy

    В 2000 году компания поставила устойчивое развитие в центр своей предпринимательской деятельности: в новом докладе по устойчивому развитию (Sustainability Value Report) на 2001/2002 год были представлены будущие меры, разделенные на четыре основные области:

     

    • Интеллектуальное сетевое объединение различных видов транспорта в целях снижения транспортных расходов и оптимального использования транспортного пространства.
     
    •  Последовательное сокращение показателей расхода топлива всего парка автомобилей с целью экономии ресурсов и снижения вредных выбросов.
     
    • Разработка альтернативных концепций приводов с целью поддержания качества жизни и экономических выгод индивидуальной мобильности в долгосрочной перспективе.
     
    • Оптимизированные для последующей переработки концепции продуктов и прием/утилизация старых автомобилей с целью экономии ресурсов, предотвращения и сокращения отходов.
    Далее
    " BMW Group принимает на себя глобальную ответственность за окружающую среду и социальные вопросы в жизни своих сотрудников и общества. "
    Йоахим Мильберг. Председатель правления BMW AG с 1999 по 2002 год
    Йоахим Мильберг

    Уже в то время концерн BMW Group занимался активными исследованиями альтернативных концепций приводов. Помимо чисто электрического привода, интенсивные исследования проводились также в области водородных двигателей. Уже в 1979 году был представлен первый BMW с таким приводом. В ходе испытаний в 2000 году 15 водородных BMW 750hL без проблем преодолели 100 000 километров. За это время произошло много значимых событий вне основной сферы деятельности BMW Group: в 2001 году компания подписала экологическую декларацию

    "Более чистое производство" ("Cleaner Production"), в 2002 году учредила профессорскую кафедру устойчивого развития в Южной Африке,

    а в 2002 и 2004 годах организовала диалоговые форумы под названием "Устойчивое развитие – это возможно" ("Sustainability – It can be done").

     

    Кроме того, потребление энергии в расчете на автомобиль было сокращено с 2006 года на 55 процентов. Но это далеко не все.

    К 2030 году выбросы CO2 должны быть сокращены на 40 процентов, что соответствует примерно 200 миллионам тонн углекислого газа.

    Это сокращение касается всего жизненного цикла автомобилей BMW Group – включая производство, утилизацию и всю цепочку создания добавленной стоимости. Устойчивое развитие станет ключевым элементом, который будет определять собой всю деятельность BMW Group.

    Далее

    ПРИВОДЫ БУДУЩЕГО

    С 2007 года выпущенная компанией BMW малая серия из 100 автомобилей с водородным двигателем преодолела в общей сложности почти 4 миллиона километров. Однако инфраструктуры для широкого использования водорода по-прежнему не хватает. По этой причине BMW Group участвует в важных инициативах по расширению водородной инфраструктуры, таких как H2 Mobility и CEP в Германии,

    и является активным участником совместного проекта ЕС

    по водородным топливным элементам (Fuel Cell Hydrogen Joint Undertaking). Для совместного исследования новых технологий заправки топливом BMW Group также сотрудничает с TOTAL Deutschland и Linde Group.

     

    С течением времени все большее значение стали приобретать электродвигатели. Из-за того, что батареи поначалу были не такими мощными, как сегодня, разработчики предпочитали комбинировать электропривод с двигателями внутреннего сгорания. В 2009 году компания BMW представила свои первые серийные гибридные автомобили. На автосалоне IAA 2009 во Франкфурте состоялась премьера люксового седана BMW ActiveHybrid 7 и спортивного купе для активного отдыха BMW ActiveHybrid X6. Технология BMW ActiveHybrid, использованная в этих автомобилях, значительно повысила экономичность как при движении в городе, так и за городом.

    По сравнению с обычными двигателями внутреннего сгорания экономичность возросла на 20 процентов.

    Далее
    BMW Circular Economy

    BMW i. BORN ELECTRIC – РОЖДЕННЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ

    "Project i" положил начало разработке совершенно новых концепций мобильности, в которых учитывалось не только сокращение вредных выбросов, но и ограничение воздействия автомобиля на окружающую среду по всей цепочке создания продукта. Представленная уже в следующем году концептуальная модель BMW Vision Efficient Dynamics дала первое представление о будущем BMW.

     

    В начале 2011 года появился прообраз городского электрокара "Megacity Vehicle" от суббренда BMW i. На примере этого электромобиля концерн BMW Group представил на IAA совершенно новую концепцию: суперлегкие материалы, такие как алюминий и армированный углеродным волокном пластик (➜ См. также: Карбон – высокотехнологичный материал в автомобилестроении), сочетались с футуристичным дизайном, современными цифровыми технологиями и новыми производственными методами с минимальными выбросами CO2 и 100-процентным использованием экологически чистой ("зеленой") электроэнергии. Два года спустя этот концепт-кар превратился в BMW i3, ресурсосберегающий электромобиль для городских условий.

     

    Модельный ряд BMW i в 2014 году был дополнен моделью BMW i8 с кузовом купе, а с 2018 года также с кузовом родстер.

    В отличие от электроприводного BMW i3, модель BMW i8 базировалась на концепт-каре BMW Vision Efficient Dynamics и имела подключаемый гибридный привод (PHEV). Это позволяло значительно увеличить запас хода и динамику, а также сохранить расход топлива на уровне автомобиля компакт-класса – и это при скорости до 120 км/ч в чисто электрическом режиме. Таким образом, BMW i8 послужил вдохновением для всех последующих подключаемых гибридов BMW.

    Далее
    BMW Circular Economy

    ПРИВОД НА ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ КАК ЕЩЕ ОДНА АЛЬТЕРНАТИВА

    BMW i – это двигатель инноваций BMW Group. Суббренд сочетает новые технологии и революционные подходы к мобильности с премиальным мышлением. Помимо рационального использования природных ресурсов новая концепция объединяет в себе также такие важные компоненты, как электромобильность и цифровизация. Разработки

    в этой области BMW i распространяет на BMW Group в целом.

     

    Вместе с тем, компания BMW инициировала также и множество других разработок. Так, среди прочего, она является одним из основателей совместного предприятия Ionity, которое занимается строительством

    и эксплуатацией сети зарядных станций для электромобилей вдоль автомагистралей. Новые перспективы открывает сервис BMW Charging, а также создание зарядной инфраструктуры на земельных участках, принадлежащих BMW Group.

     

    Не остались без внимания BMW i и успешные испытания приводов

    на топливных элементах: представленный 2019 году BMW i Hydrogen NEXT продемонстрировал, что концерн BMW Group добился больших успехов в использовании технологии водородных топливных элементов. Два года спустя, на IAA 2021, был впервые показан BMW iX5 Hydrogen.

    В нем BMW Group комбинирует топливные элементы и тяговую батарею, чтобы гарантировать еще более высокую мощность и использовать преимущества обеих технологий. С 2022 года автомобиль должен быть выпущен небольшой серией для демонстрационных и испытательных целей.

    Далее
    BMW Circular Economy

    ОТ ЦЕПОЧКИ ПОСТАВОК ДО УТИЛИЗАЦИИ: BMW GROUP ПРАКТИКУЕТ КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

    Задолго до выпуска первого Доклада по устойчивому развитию (Sustainability Value Report) концерн BMW Group сосредоточил свое внимание на демонтаже и утилизации автомобилей наиболее безвредным для окружающей среды способом. В 1990 году компания запустила в эксплуатацию свою первую пилотную установку по демонтажу автомобилей на заводе в Ландсхуте. В 1992 году был введен в действие первый в мире собственный заводской стандарт "Конструкция автомобиля, оптимизированная для последующей переработки", а в 1993 году были выпущены первые руководства по экологически безопасному демонтажу для компаний, занимающихся вторичной переработкой. Опубликование первого Доклада по устойчивому развитию (Sustainability Value Report) стало следующим важным шагом автомобилестроительной компании на этом пути.

     

    BMW Group учитывает все производственные факторы для сокращения выбросов CO2, начиная от поставщиков и процесса производства и до демонтажа автомобилей. "Дизайн для вторичной переработки" ("Design for Recycling") – это руководящий принцип, согласно которому возможность повторного использования принимается во внимание уже на этапе разработки. Это означает, что автомобили станут практически полностью пригодными для последующей утилизации. Для этого для внутренней отделки и звукоизоляции все больше и больше используется переработанное и возобновляемое сырье. Чтобы максимально сократить те выбросы, которые происходят еще до начала фазы производства, соответствующие требования устанавливаются также и для поставщиков.

    Далее
    BMW Circular Economy
    " Включив тему устойчивого развития в наш годовой отчет, мы однозначно подчеркиваем, что рассматриваем ее как неотъемлемую часть нашей бизнес-модели. "
    Оливер Ципсе. Председатель правления BMW Group
    Оливер Ципсе

    ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

    Концерн BMW Group неоднократного занимал лидирующие позиции в Индексе устойчивости Доу-Джонса (DOW Jones Sustainability).

    Кроме того, за свою стратегию устойчивого развития и публичную прозрачность концерн был отмечен такими наградами, как Carbon Disclosure ProjectSam Sustainability Awards и Sustainalytics Sustainability. В 2020 году произошло еще одно стратегическое событие, иллюстрирующее экологическую направленность BMW Group и прогресс на пути к достижению целей по сохранению климата: Доклад по устойчивому развитию (Sustainability Value Report) был включен в годовой отчет. Еще одно свидетельство того, что устойчивое развитие и ресурсосбережение лежат в основе всей деятельности компании. Первые устремленные в будущее новинки не заставили себя долго ждать: на выставке IAA в Мюнхене концерн BMW Group вновь представил абсолютно революционный концепт BMW i Vision Circular 

     

    Далее
    BMW Circular Economy
    По выбросам CO2 на один произведенный автомобиль мы намного ниже уровня остального немецкого автопрома.
    Оливер Ципсе. Председатель правления BMW Group

    БУДУЩЕЕ УСТОЙЧИВОЙ (АВТОМОБИЛЬНОЙ) МОБИЛЬНОСТИ

    В рамках своей стратегической линии BMW Group ставит перед собой амбициозные цели, которые концерн намерен еще больше оптимизировать

    с введением "Нового класса". К 2030 году BMW Group сократит вдвое выбросы CO2 на один автомобиль, находящийся в фазе эксплуатации. Кроме того, планируется довести до 50 процентов использование вторичных материалов и расширить сотрудничество

    в сфере переработки пластмасс. Особенно важную роль в этом играет экономика замкнутого цикла. Сокращение выбросов CO2 

    на протяжении всего жизненного цикла автомобиля является для BMW Group наивысшим приоритетом на пути к климатической нейтральности. Ведь важно не только понимать, каков расход топлива и объем вредных выбросов в процессе использования автомобиля. Не менее важно также то, что происходит до появления автомобиля на дороге и после прекращения его эксплуатации. То есть, как можно выпускать автомобили

    с минимальным воздействием на окружающую среду, и что происходит при их утилизации.

     

    Принципы экономики замкнутого цикла позволяют заглянуть в будущее, когда автомобили будут изготавливаться целиком из переработанных материалов, а их разработка будет вестись с учетом требований последующего демонтажа и оптимальной утилизации. То есть они будут такими,

    как BMW i Vision Circular.

    Далее
    BMW Circular Economy

    Однако BMW использует и другие рычаги. С начала 2021 года BMW Group закупает алюминий, произведенный с помощью солнечной энергии. Производство алюминия является особенно энергоемким, поэтому использование экологически чистой ("зеленой") электроэнергии приводит к значительному сокращению выбросов CO2. Зеленая энергия является очень эффективным рычагом для достижения поставленной BMW Group цели по сокращению выбросов CO2 в сети поставщиков на 20 процентов к 2030 году.

     

    Еще один важный шаг – использование для изготовления инструментов вольфрама, полученного путем вторичной переработки. Этот металл имеет важные для производства свойства: он очень твердый и значительно более термостойкий, чем железо. Благодаря замкнутому циклу переработки материала удалось сократить необходимое количество вольфрама на семь тонн в год и тем самым снизить потребление энергии на 70 процентов и выбросы CO2 более чем на 60 процентов по сравнению с использованием первичного вольфрама. Кроме того, BMW Group выступает за экологически ответственную индустрию производства натурального каучука и вместе с компаниями Pirelli и Birdlife International запустила трехлетний проект по содействию устойчивому производству натурального каучука при сохранении биоразнообразия в тропических лесах.

    Далее
    BMW Circular Economy

    ЦЕЛЬ – 100 ПРОЦЕНТОВ

    Запасы сырья в мире не безграничны, так что меры, подобные упомянутым выше, актуальны как никогда. Поэтому BMW Group постоянно работает над тем, чтобы перевести свое производство

    на технологии, которые производят как можно меньше отходов.

    Уже в 2020 году компании удалось сократить выбросы CO2 на каждый произведенный автомобиль на 78 процентов по сравнению с 2006 годом. Автомобили BMW в настоящее время уже до 95 процентов пригодны для вторичной переработки, а высоковольтные батареи поддаются утилизации на 90 процентов. Тем не менее, BMW Group стремится к еще более высоким целям: использовать вновь добываемое сырье только в том случае, если альтернативы этому нет. BMW i Vision Circular дает наглядное представление о том, как может выглядеть автомобиль, произведенный в экономике замкнутого цикла. Концепт-кар на 100 процентов сделан из переработанных материалов и на 100 процентов пригоден для вторичной переработки. Таким образом, этот автомобиль является воплощением стремления BMW Group стать самым устойчивым автопроизводителем в мире.

     

     «BMW i Vision Circular свидетельствует о том, насколько комплексно

    и последовательно мы подходим к вопросам устойчивой мобильности.

    Он демонстрирует наше стремление быть лидером в развитии экономики замкнутого цикла, – говорит Оливер Ципсе, председатель правления BMW. – Мы хотим укрепить наши лидирующие позиции

    в сфере экономии ресурсов на производстве и расширить их на весь жизненный цикл наших автомобилей».

    Далее

    ДИЗАЙН В СООТВЕТСТВИИ С ПРИНЦИПАМИ ЭКОНОМИКИ ЗАМКНУТОГО ЦИКЛА – 4 ГЛАВНЫХ ПРИОРИТЕТА

    ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ – Ничто не остается без внимания. Сам концепт-кар и прежде всего процесс его производства, включая циклы использования материалов, были полностью переосмыслены, разработаны с нуля и оптимизированы.

     

    СОКРАЩЕНИЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ – Сокращение, где только возможно: цифровизация помогает экономить материалы, а также позволяет сократить количество элементов управления. Это способствует защите окружающей среды, экономии расходов и меньшему отвлечению водителя.

     

    ПОВТОРНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ – Главная цель заключается в продлении жизненного цикла благодаря легкому восстановлению и обновлению. Легкосъемные крепления позволяют без проблем заменять отдельные детали и компоненты и тем самым как бы создавать автомобиль заново.

     

    ПЕРЕРАБОТКА – Главный приоритет отдается материалам, которые могут быть отправлены на вторичную переработку после окончания срока службы продукта. Для качественной утилизации необходимо наличие как можно меньшего количества разных групп мономатериалов с легкосъемными креплениями.

     

    При разработке концепта главными приоритетами были его оптимизация с точки зрения замкнутых циклов использования материалов, а также 100-процентное применение переработанных материалов или 100-процентная возможность последующей переработки. При этом наряду с биоразлагаемыми материалами могут использоваться детали, которые работали на протяжении всего жизненного цикла продукта. Среди них, например, электрические батареи. Твердотельная батарея BMW i Vision Circular может быть полностью утилизирована и почти целиком изготовлена из материалов, полученных в результате вторичной переработки.

    Далее
    " При разработке BMW i Vision Circular мы постоянно думали об экономике замкнутого цикла. "
    Адриан ван Хойдонк. Главный дизайнер BMW Group
    Адриан ван Хойдонк

    BMW I VISION CIRCULAR

    BMW I VISION CIRCULAR