BMW 3.0 CSL

BMW 3.0 CSL

ОБЛЕГЧЕННАЯ КОНСТРУКЦИЯ,
АВТОСПОРТ И ИСКУССТВО — СОЧЕТАНИЕ, НЕПОДВЛАСТНОЕ ВРЕМЕНИ

BMW 3.0 CSLОБЛЕГЧЕННАЯ КОНСТРУКЦИЯ, <br>АВТОСПОРТ И ИСКУССТВО — СОЧЕТАНИЕ, НЕПОДВЛАСТНОЕ ВРЕМЕНИ

Шесть европейских чемпионатов, сенсационный рекорд на трассе Нюрбургринг и модель, которая положила начало серии BMW Art Car — где бы ни появился BMW 3.0 CSL, он всегда выделяется на общем фоне. Несколько слов об истории облегченного купе BMW в нашем материале.

5 ВПЕЧАТЛЯЮЩИХ ФАКТОВ:

  • 01 Максимальная выходная мощность: 206 л. с. (151 кВт).
  • 02 Рабочий объем двигателя: 3153 см³.
  • 03 Максимальная скорость: 220 км/ч.
  • 04 Снаряженная масса: 1270 кг.
  • 05 Тираж модели: 167 экземпляров.
BMW 3.0 CSL

BMW 2800 CS — ПРЕДШЕСТВЕННИК

Скорее спортивный гран-турер, нежели гоночный автомобиль

Уже в 1968 году бренд BMW выпустил модель 2800 CS, дизайн которой стал по-настоящему легендарным. Это купе с 2,8-литровым карбюраторным двигателем с впечатляющей мощностью 170 л. с. Однако при этом модель BMW 2800 CS позиционировалась скорее как комфортный гран-турер со спортивным характером, чем как аскетичный спортивный автомобиль. Она вряд ли могла стать идеальной базой для разработки гоночных автомобилей.

Уже через год после ее выпуска на рынок компания Alpina на 24-часовой гонке на трассе Спа-Франкоршам представила первый автомобиль на базе 2800 CS. Его мощность была повышена до 250 л. с. Alpina и ателье Schnitzer оптимизировали подвеску и силовой агрегат, чтобы превратить спортивное и комфортное купе в конкурентный гоночный автомобиль. Однако их старания были безуспешны, поскольку в гонке участвовали автомобили на 300 кг легче.

С ГОНОЧНОЙ ТРАССЫ НА ДОРОГУ

Столкнувшись с избытком массы, Alpina разработала для BMW облегченную версию 3.0 CS, предназначенную для общественных дорог, — BMW 3.0 CSL, которая одновременно рассматривалась в качестве гоночной модели. Первая облегченная версия шестицилиндрового купе BMW появилась в 1971 году. Она была оснащена карбюраторным двигателем купе BMW 3.0 CS и также достигала выходной мощности в 180 л. с., но весила на 215 кг меньше и отличалась более динамичным управлением.

ПОВОРОТНЫЙ МОМЕНТ В АВТОСПОРТЕ

Поворотным моментом стала смена руководства BMW. В 1972 году Боб Лутц (Bob Lutz), заядлый любитель автоспорта, взял на себя продажи. Лутц пригласил директора Ford по автоспорту Йохена Неерпаша (Jochen Neerpasch) и их главного инженера гоночных автомобилей. Он также добился возвращения рабочих групп BMW в кузовные автогонки. Идея объединить всех специалистов по автоспорту BMW под одной крышей в конечном итоге привела к основанию BMW Motorsport GmbH в том же году. Под руководством Неерпаша была разработана вторая версия BMW 3.0 CSL, которая теперь достигала мощности в 200 л. с. и была оснащена шестицилиндровым инжекторным двигателем. Примерно год спустя появилась финальная версия 3.0 CSL, которая отличалась от предыдущих не только внешне.

    BMW 3.0

    НА КРЫЛЬЯХ BMW

    BMW 3.0 CSL с 1973 года

    Начиная с 1973 года модель BMW 3.0 CSL оставалась самым мощным автомобилем для общественных дорог во всей серии. Третья версия получилась наиболее конкурентоспособной. Этого удалось добиться благодаря повышению рабочего объема двигателя и выходной мощности, значительному облегчению конструкции и проработке аэродинамических характеристик. С подачи поклонников BMW эта модель получила второе имя — бэтмобиль.

    Далее
    BMW 3.0 CSL

    ФОРМА СЛЕДУЕТ ЗА ФУНКЦИЕЙ

    Именно модель BMW 3.0 CSL наилучшим образом отражает эту любимую поговорку дизайнеров. Направляющие воздушных потоков на передних крыльях стали залогом более высокой устойчивости при поворотах на высокой скорости. Колесные арки, ставшие шире на 2 см, позволили установить 7‑дюймовые легкосплавные диски. Благодаря переднему спойлеру была увеличена прижимная сила, действующая на передний мост, а благодаря массивному заднему спойлеру — тяговое усилие задних колес. Задний спойлер необходимо было снимать перед выездом на общественные дороги, на которых использовать его было запрещено законом. Автомобиль поставлялся без установленного на задней части спойлера, который находился в багажнике. 

    Далее

    ОБЛЕГЧЕННАЯ КОНСТРУКЦИЯ

    Бескомпромиссное обновление

    CSL — это аббревиатура, составленная из слов «coupe sport lightweight» (купе, спорт, легкость), и разработчики из команды Йохена Неерпаша восприняли букву L буквально. Они взвешивали и измеряли каждый компонент BMW 3.0 CSL, по возможности заменяя его на более легкий аналог. Двери, крышка багажного отделения и капот были изготовлены из алюминия — самого легкого материала из доступных 50 лет назад. Даже металл был «посажен на диету»: крыша, перегородка багажного отделения, колесные арки, а также передние и задние боковые стенки изготавливались из тонкого листового металла.

    Заднее и боковые окна были изготовлены из оргстекла. Учитывался каждый грамм, и даже подъемный механизм капота был заменен на тонкие стержни. Для водителя было предусмотрено легкое ковшеобразное сиденье, специально изготовленное для 3.0 CSL.
    С самого начала пришлось отказаться от некоторых вещей. Например, от переднего бампера, электропривода стеклоподъемников, усилителя руля и практически всех изоляционных материалов, а сзади вместо глянцевого хромированного бампера поставили легкую пластиковую накладку. Преимущество: улучшенная динамика за счет сокращения массы приблизительно на 200 кг.

    Далее

    ДВИГАТЕЛЬ

    Превосходные характеристики

    Облегченная версия купе CS выдавала 180 л. с., была оснащена двумя карбюраторами и разгонялась до 213 км/ч. Финальная версия развивала мощность в 206 л. с. и была оборудована бензиновым двигателем с инжекторной системой подачи топлива Bosch. Все версии серии E9 поставлялись с шестицилиндровым рядным двигателем. Рабочий объем двигателя был увеличен с 2985 см³ до 3003 см³, а в 1973 году достиг максимального значения — 3153 см³. В «бэтмобиле» была установлена четырехступенчатая механическая коробка передач, с которой максимальная скорость выросла до 220 км/ч.

    Далее
    BMW 3.0 CSL

    Разработан для автоспорта: 6-цилиндровый рядный двигатель с рабочим объемом 3153 см³ развивает мощность 206 л. с. при 5600 об/мин.

    Далее

    БЭТМОБИЛЬ – ИСТОРИЯ ЛЕГЕНДАРНОГО BMW 3.0 CSL

    BMW_3-0_CSL
    BMW 3.0 CSL

    СИЛЬНЫЙ СОПЕРНИК

    В мае 1972 года историю автоспорта изменили новые знаковые разработки. Их появление связано с основанием компании BMW Motorsport GmbH, которая поставила перед собой довольно простую цель: быстро добиться успеха. Модель BMW 3.0 CSL, разработанная вскоре после этого, будет господствовать на чемпионате по кузовным гонкам на протяжении многих лет — результат превзошел все ожидания. Став первым руководителем новой команды специалистов, Йохен Неерпаш привлек несколько гонщиков, которые, возможно, сыграли ключевую роль в том, что буква M стала символом скорости по всему миру. Уже в 1973 году в мире автогонок преобладающими цветами стали красный и синий — прежде всего, это заслуга модели на базе ходовой части купе CSL, которая под управлением Ханса-Йоахима Штука и Криса Эймона пересекла финишную черту 6-часовой гонки по трассе Нюрбургринг, сделав 42 круга и значительно опередив своих соперников. Ники Лауда поставил новый рекорд времени (8:21,3) на той же трассе за рулем второй версии 3.0 CSL, разработанной компанией Alpina. И это было только начало: до 1979 года никто не смог помешать BMW 3.0 CSL завоевать шесть побед на европейских чемпионатах.

    Далее
    BMW Art Car от Александра Колдера

    ПЕРВЫЙ АВТОМОБИЛЬ СЕРИИ BMW ART CAR

    С гоночной трассы в студию и обратно — модель BMW 3.0 CSL стала первой во многих областях. В 1975 году стараниями скульптора Александра Колдера шестицилиндровое купе вошло в историю искусства и положило начало целой коллекции автомобилей под названием BMW Art Car. Блестящая идея пригласить человека из мира искусства для создания автомобиля принадлежит французскому гонщику Эрве Пулену, который позднее участвовал в соревновании за рулем этого творения. Как и в своих работах, при создании этого купе Колдер использовал насыщенные цвета и изогнутые формы, которыми он щедро украсил крылья, капот и крышу.

    Далее

    Всего год спустя появился второй эффектный автомобиль — BMW 3.0 CSL Art Car. Художник Фрэнк Стелла создал самое скоростное для своего времени произведение искусства в мире. CSL от Стеллы имел мощность 750 л. с. Работая над дизайном, художник решил отказаться от привычного полета фантазии и черпал вдохновение в технологичном характере гоночного купе. Результатом такого подхода стала черно-белая квадратная сетка, которая с математической точностью повторяет увеличенную разлиновку для миллиметровой бумаги. Поверхности всех деталей ходовой части покрыты этой сеткой, и можно безошибочно различить и точно описать каждый изгиб и выступ.

     

    В дальнейшем лучшие в мире представители мира искусства оформляли автомобили BMW с помощью самых разных средств художественной выразительности. В коллекцию BMW Art Car входят работы Роя Лихтенштейна, Энди Уорхола, А. Р. Пенка, Дэвида Хокни, Дженни Хольцер, Джеффа Кунса, Джона Балдессари и Цао Фэй. Автомобили серии BMW Art Car отражают развитие культуры через призму искусства, дизайна и технологий.

     

    Подробнее об автомобилях BMW Art Car вы можете узнать по ссылке.

    Далее
    Автомобиль BMW Art Car от Фрэнка Стеллы

    ЛЕГЕНДАРНЫЙ И РЕДКИЙ

    Легендарный дизайн, успехи в автоспорте и лимитированный тираж финальной версии послужили причиной того, что модель BMW 3.0 CSL стала востребованным коллекционным автомобилем и приобрела неоспоримый статус раритета. С 1973 по 1975 год завод покинули всего 167 автомобилей. Этого было слишком мало, чтобы сейчас «бэтмобиль» можно было увидеть на дорогах, но вполне достаточно, чтобы он стал моделью, открывшей новую главу в истории автомобилестроения. 

    Далее
    BMW 3.0 CSL