Вернисаж на виражах: история коллекции BMW Art Cars.

ВЕРНИСАЖ НА ВИРАЖАХ:
ИСТОРИЯ КОЛЛЕКЦИИ BMW ART CARS

Коллекция BMW Art Cars — это легендарный союз таких икон автомобилестроения, как BMW M1 или BMW Z1, и художников с мировыми именами — Рой Лихтенштейн и Энди Уорхол. Узнайте, кто, как и почему занимался оформлением каждого автомобиля. 

Далее
Вернисаж на виражах: <br>история коллекции BMW Art Cars

12 ОКТЯБРЯ 2020 ГОДА

Арт-кар — скоростное произведение искусства компании BMW. Как пример часто вспоминают легендарный BMW M1, оформленный Энди Уорхолом. Однако уникальная и разнообразная коллекция BMW Art Cars состоит из 19 автомобилей, создаваемых с 1975 года в сотрудничестве с известными художниками со всего мира.

Далее
Автомобили восхищали художников с момента своего изобретения
проф. Томас Хёрст, департамент корпоративных коммуникаций и политики BMW Group, руководитель отдела культурного взаимодействия.
Томас Хёрст

Когда в 1975 году французскому автогонщику Эрве Пулену пришла в голову идея пилотировать художественно оформленный автомобиль, никто не мог предвидеть, что из этого выйдет весьма плодотворное сотрудничество автомобильной индустрии и искусства. Принцип прост: известный художник оформляет гоночный (а впоследствии и серийный) автомобиль BMW, основываясь на собственном видении. Каковы ограничения и требования? Никаких!

 

Оформленные автомобили оказывались столь же разными, как и сами художники, которые с помощью разнообразных графических и художественных техник превращали машины в произведения искусства. В коллекцию входят гоночные автомобили, серийные и редкие спорткары — среди них нет двух одинаковых. Художники сами выбирали подходящую технику исполнения. При виде галереи BMW Art Cars с ее 19 уникальными произведениями возникают только три вопроса: когда выйдет 20-й арт-кар? какой художник увековечит себя в легендарной коллекции BMW? какая модель BMW это будет?

Далее

#1

Александр Колдер / BMW 3.0 CSL / 1975

Александр Колдер / BMW 3.0 CSL / 1975

Вернисаж на виражах: история коллекции BMW Art Cars.

Кто бы мог подумать, что гоночный автомобиль BMW 3.0 CSL, оформленный американским скульптором Александром Колдером в 1975 году, станет первым из легендарной на сегодняшний день серии? Ответ — никто, даже сама компания BMW. Гонщик Эрве Пулен сам обратился к производителю автомобилей с такой идеей. Инициатива создать серию BMW Art Cars принадлежала не PR-отделу BMW, как подтверждает проф. Томас Хёрст, руководитель отдела культурного взаимодействия. Пулен пилотировал BMW 3.0 CSL под номером 93 в гонке «24 часа Ле-Мана» (➜ Подробнее: 24 часа без сна) и несмотря на то, что до финиша он не дошел, необычно оформленному автомобилю на трассе был оказан феноменальный прием. Старт коллекции BMW Art Cars был дан!

Далее

#2

Френк Стелла / BMW 3.0 CSL / 1976

Фрэнк Стелла / BMW 3.0 CSL / 1976

Вернисаж на виражах: история коллекции BMW Art Cars.

Спустя лишь год товарищ Колдера, Френк Стелла последовал его примеру. Он придумал дизайн BMW 3.0 CSL, который принял участие в очередной гонке «24 часа Ле-Мана» под номером 21. Стелла был фанатом автоспорта, поэтому для BMW стало особой честью, что он оформил новый арт-кар. Его вдохновило само техническое исполнение автомобиля. В результате получилась сетка линий, напоминающая огромный лист миллиметровой бумаги. Дизайн был полностью черно-белым, что выделяло на стартовой линии этот гоночный автомобиль с невероятным мотором в 750 л из ряда конкурентов, особенно ярко окрашенных. Как и в случае с машиной Колдера, дизайн этого авто реализовывал легендарный мастер BMW, Вальтер Маурер.

Далее

#3

Рой Лихтенштейн / BMW 320i Turbo / 1977

Рой Лихтенштейн / BMW 320i Turbo / 1977

Вернисаж на виражах: история коллекции BMW Art Cars.

Спустя еще год, в 1977-м, появился третий арт-кар BMW, снова оформленный американцем. Представитель направления поп-арт, Рой Лихтенштейн с помощью своей фирменной живописи точками «Бен-Дей» добился такого эффекта, как будто пейзаж движется по бокам BMW 320i Turbo. И конечно, всё получилось, как было задумано: авто не сразу стало выставочным экспонатом, а сперва показало себя в суровой действительности автоспорта, и где же еще, как не на «Ле-Мане». Пилоты Эрве Пулен и Марсель Миньо вывели машину под номером 50 на 9-е место в общем зачете и на первое в своем классе.

Далее

#4

Энди Уорхол / BMW M1 / 1979

Энди Уорхол / BMW M1 / 1979

Вернисаж на виражах: история коллекции BMW Art Cars.

Самый известный пример из коллекции BMW Art Cars — это автомобиль BMW M1, который Энди Уорхол расписал собственноручно. Этот спортивный суперкар баварского происхождения уже сам по себе легенда. Благодаря дизайну от самого известного представителя поп-арта в мире, гоночная версия BMW M1 стала одним из наиболее дорогих автомобилей в истории. Как и предыдущие участники проекта, Уорхол оформил автомобиль безвозмездно. Но вместо того, чтобы, как предшественники, работать с макетом, а затем доверить покраску специалистам, американский художник взялся за роспись собственноручно. «Я попытался показать скорость как визуальный образ. Когда автомобиль едет по-настоящему быстро, все цвета и линии размываются», — объяснил свою работу автор. Уорхол буквально воплотил эту скорость, нанеся 6 литров краски за 28 минут. Сам среднемоторный автомобиль показал хорошую скорость в своей единственной гонке — в Ле-Мане в 1979 году. Он занял достойное шестое место в общем зачете. Затем красочный гонщик удалился в музей.

Далее

#5

Эрнст Фукс / BMW 635 CSi / 1982

Эрнст Фукс / BMW 635 CSi / 1982

Вернисаж на виражах: история коллекции BMW Art Cars.

Австрийский художник Эрнст Фукс взялся за оформление BMW 635 CSi в 1982 году. Результатом стал дизайн «Огненный лис охотится за зайцем». Это был первый арт-кар, созданный на основе серийного автомобиля. С самого начала это была работа специально для демонстрации на выставке. До этого момента Фукс был известен своими большими портретами святых. Хотя роспись для BMW сильно отличается от его более ранних работ, справедливо сказать, что и она стала иконой. Не в последнюю очередь благодаря яркому пламени на черном фоне.

Далее

#6

Роберт Раушенберг / BMW 635 CSi / 1986

Роберт Раушенберг / BMW 635 CSi / 1986

Вернисаж на виражах: история коллекции BMW Art Cars.

Номер 6 в серии BMW Art Cars создал другой пионер поп-арта (и снова американец) Роберт Раушенберг. Как и его предшественник, этот BMW 635 CSi, никогда не участвовал в гонках. Тем не менее, это единственный на сегодняшний день BMW Art Car, который ездил по дорогам общего пользования. За рулем сидел сам Раушенберг! Он создал свое произведение автомобильного искусства из работ других художников, которые обработал с помощью фотомонтажа, а затем нанес пленкой на кузов купе BMW. В результате появились коллажи, типичные для стиля Раушенберга. На своем BMW 635 CSi Раушенберг показал, как связаны три мира — искусства, природы и технологий.

Далее

#7

Майкл Джагамара Нельсон / BMW M3 Group A / 1989

Майкл Джагамара Нельсон / BMW M3 Group A / 1989

Вернисаж на виражах: история коллекции BMW Art Cars.

BMW Art Car номер 7 был творением Майкла Джагамары Нельсона, художника из Австралии. За семь дней художник превратил гоночную версию черного BMW M3 группы А в произведение искусства. Дизайн рассказывает о культуре аборигенов Австралии и о том, как они воспринимают ландшафт. Джагамаре Нельсону помогали друзья-художники. Аборигены сохраняли свое искусство с помощью наскальной живописи, в которой они «зашифровывали» традиционные символы и мотивы, — так они передавали часть культуры из поколения в поколение. В соответствии с этой традицией, BMW M3 тоже напоминает большую красочную головоломку. Джагамара Нельсон сказал, что воплотил свои мечты в художественном произведении на кузове BMW. Этот автомобиль можно с полным правом назвать машиной мечты.

Далее

#8

Кен Доун / BMW M3 Group A / 1989

Кен Доун / BMW M3 Group A / 1989

Вернисаж на виражах: история коллекции BMW Art Cars.

Арт-кар BMW 1989 года под номером 8 создал еще один австралийский художник — Кен Доун. Как и предыдущий, он был основан на BMW M3 группы А. Но, в отличие от дизайна Джагамары Нельсона, работа Доуна представляет современную Австралию. Слово, которое лучше всего описывает оформление, — «яркое». Целью Доуна было показать яркую сторону своей родины. Здесь можно увидеть природу, солнце и пляжи, а также рыб и попугаев. BMW Кена Доуна — самый позитивный из всех! Как и автомобиль Джагамары Нельсона, BMW M3 Доуна ездил по трассам Австралии, прежде чем превратился исключительно в произведение искусства.

Далее

#9

Матадзо Каяма / BMW 535i / 1990

Матадзо Каяма / BMW 535i / 1990

Вернисаж на виражах: история коллекции BMW Art Cars.

Девятым номером в коллекции BMW Art Сars снова стал серийный автомобиль, на этот раз BMW 535i. Это была первая машина, оформленная азиатским художником, и она выделялась своей непринужденной неприметностью. Японец Матадзо Каяма укутал BMW 5 серии в аэрографические узоры. С помощью специального нанесения фольги он создал на кузове стилизованный речной пейзаж. Сам Каяма сказал об источнике вдохновения: «В своей работе я хотел создать впечатление снежных кристаллов».художественном произведении на кузове BMW. Этот автомобиль можно с полным правом назвать машиной мечты.

Далее

#10

Сезар Манрике / BMW 730i / 1990

Сезар Манрике / BMW 730i / 1990

Вернисаж на виражах: история коллекции BMW Art Cars.

В рамках проекта BMW «Искусство на колесах» в 1990 году оформление неофициальной юбилейной машины было доверено Сезару Манрике. Для этого испанский авангардист выбрал BMW 7 серии. Правы зрители, которые могут разглядеть элементы природы в ярких цветах и абстрактных формах на кузове, поскольку Манрике вдохновлялся природой испанского субтропического острова Лансароте. Черный элемент дизайна — это лавовые скалы Канарских островов, зеленый — тропический лес, красный — цвет жизни. Плавные формы также передают то, что Манрике считает важным качеством автомобиля — быструю езду.

Далее

#11

А. Р. Пенк / BMW Z1 / 1991

А. Р. Пенк / BMW Z1 / 1991

Вернисаж на виражах: история коллекции BMW Art Cars.

Автомобиль BMW Z1, расписанный дрезденским художником А. Р. Пенком (настоящее имя Ральф Винклер), сам по себе произведение искусства и раритет. Радикально новый язык дизайна BMW Z1 и его сдвигающиеся вниз двери по сей день остаются важной вехой в автомобильной истории BMW. Пенк внес свой вклад в создание серии BMW Art Cars через четыре года после премьеры родстера. Вдохновленный древними наскальными рисунками, он создавал абстрактные фигуры и символы. Что они означают? Попробуйте предположить... Сам художник не давал расшифровок, что, безусловно, также привлекает внимание к этой росписи.

Далее

#12

Эстер Малангу / BMW 525i / 1991

Эстер Малангу / BMW 525i / 1991

Вернисаж на виражах: история коллекции BMW Art Cars.

Вторую дюжину автомобилей в коллекции BMW Art Cars разменял красавец BMW 5 серии 1991 года. Что еще более примечательно, это был первый раз, когда арт-кар оформляла художница. В её работе легко читается отсылка к африканской культуре. «Так мое племя украшает свои дома», — рассказала Малангу про узор, известный как «ндебеле». Традиция, которая передается из поколения в поколение и исключительно среди женщин. У южноафриканской художницы ушла неделя, чтобы сделать свой вклад в коллекцию художественно оформленных автомобилей. Как и большинство машин до и после в коллекции BMW Art Cars, 12-й — чисто выставочный экспонат. И, конечно, единственный в своем роде.

Далее

#13

Сандро Киа / BMW M3 GTR / 1992

Сандро Киа / BMW M3 GTR / 1992

Вернисаж на виражах: история коллекции BMW Art Cars.

Сандро Киа дал волю своему воображению на прототипе гоночного BMW M3 GTR. Итальянский художник сам обратился к BMW с просьбой создать арт-кар. Результат впечатляет: любой, кто смотрит на это произведение автомобильного искусства, чувствует, что сам находится под наблюдением со всех сторон, поскольку с поверхностей кузова на нас смотрят человеческие лица. Чиа выразился так: «Все взоры прикованы к автомобилю. Люди внимательно смотрят на машины. Эта машина возвращает их взгляд»..

Далее

#14

Дэвид Хокни / BMW 850 CSi / 1995

Дэвид Хокни / BMW 850 CSi / 1995

Вернисаж на виражах: история коллекции BMW Art Cars.

Следующей после Италии остановкой роуд-шоу автохудожников стала Англия, где британская суперзвезда Дэвид Хокни присоединился к звездным именам, уже представленным в коллекции BMW. Концерн долго и настойчиво уговаривал художника создать этот арт-кар. BMW 850 CSi Хокни стал результатом долгой работы, как объяснил художник, речь шла не о простой покраске. Живопись Хокни «разбирает» машину, полностью выворачивая её наизнанку. Таким образом, он выявил суть автомобиля, его конструкцию, а именно удивительные инженерные решения.

Далее

#15

Дженни Хольцер / BMW V12 LMR / 1999

Дженни Хольцер / BMW V12 LMR / 1999

Вернисаж на виражах: история коллекции BMW Art Cars.

На первый взгляд, творение Дженни Хольцер можно описать модным словечком Fast Art («быстрое искусство»), по крайней мере, учитывая его отправную точку — BMW V12 LMR для гонки «24 часа Ле-Мана». Американская художница более всего известна своей критической риторикой, заявлениями, призванными стимулировать мысль, поляризовать взгляды. В своем неповторимом стиле она нанесла фразы на белое лакокрасочное покрытие гоночного автомобиля с помощью светоотражающих хромированных букв и флуоресцентной фольги. Среди слоганов был, например, такой: “You are so complex you don’t respond to danger” («Вы так закомплексованы, что не реагируете на опасность»). Гадаете, что это может значить? Значит, Хольцер добилась своей цели...

Далее

#16

Олафур Элиассон / BMW H2R / 2007

BMW M5 Competition.

Работа Олафура Элиассона разительно отличается от предыдущих автомобилей в серии BMW Art Cars. Произведение датчанина исландского происхождения совершенно непохоже на любой из арт-каров до него. Во-первых, не сразу понятно, что перед вами именно автомобиль. Объект напоминает огромный кокон. Элиассон прославился тем, что в своем искусстве работает с темами природы и физических явлений. Это хорошо сочетается с самим автомобилем, т. к. под корпусом скрывается гоночный прототип с водородным двигателем. Вернемся к кокону: корпус BMW H2R сделан из небольших металлических пластин, на которые распылена вода в камере с отрицательной температурой воздуха. Автомобиль оказывается заключен в ледяную броню. Таким образом, движимый объект стал недвижимым — это подход Элиассона к осмыслению проблем экологии и социальной ответственности в нашем обществе.

Далее

#17

Джефф Кунс / BMW M3 GT2 / 2010

Джефф Кунс / BMW M3 GT2 / 2010

Вернисаж на виражах: история коллекции BMW Art Cars.

Разумеется, список художников с мировым именем не мог обойтись без автомобиля от Джеффа Кунса. Этот арт-объект вновь обращается к поп-арту, и коллекция BMW Art Cars возвращается к своим истокам. Оформленный американским художником BMW M3 GT2, всем своим видом выражает идею: «Я стремителен!» Яркие цветные элементы как будто проносятся мимо по корпусу автомобиля. Даже без движения машина выглядит готовой вот-вот прыгнуть, она полна силы. В 2010 году автомобиль вышел на старт гонки «24 часа Ле-Мана», где публика горячо приветствовала его, как и других предшественников из коллекции BMW Art Cars. 

Далее

#18

Цао Фэй / BMW M6 GT3 / 2017

Цао Фэй / BMW M6 GT3 / 2017

Этот арт-кар BMW был создан мультимедиа-художницей Цао Фэй. Отдавая дань уважения углероду, излюбленному материалу для строительства гоночных автомобилей, китайская художница выбрала структуру углерода как фон для своего проекта. Для того, чтобы полностью насладиться эффектом, производимым 18-м автомобилем из коллекции Art Cars, потребуется специальное мобильное приложение. В дополненной реальности гоночная машина черного цвета становится эпицентром цветовой бури, которая бушует над автомобилем. Таким образом Цао соединяет реальный и цифровой миры.

Далее

#19

Джон Балдессари / BMW M6 GTLM / 2016

Джон Балдессари / BMW M6 GTLM / 2016

Вернисаж на виражах: история коллекции BMW Art Cars.

BMW M6 GTLM 2016-го года от Джона Балдессари — другой пример фантастических работ BMW. Фанатам арт-каров BMW пришлось ждать шесть долгих лет, чтобы восхититься очередным произведением. Художник из Калифорнии продемонстрировал элементы своего стиля но в большом масштабе. Демонстрация получилась довольно эффектной. Название говорит само за себя и расположено на водительской двери автомобиля: "FAST" («БЫСТРО»). Скорость — вот что отличает гоночные автомобили вроде BMW M6 GTLM. Или как сказал сам художник: «Арт-кар BMW — определенно самая быстрая работа, которую я создал!»

Далее

КАК СОЗДАВАЛИСЬ ЛЕГЕНДАРНЫЕ АРТ-КАРТЫ BMW?

Фото и видео: BMW, текст: Нильс Арнольд

Далее

Коллекция BMW Art Cars рождает воспоминания о легендарном союзе таких икон автопроизводства, как BMW M1 или BMW Z1, и художников с мировыми именами — Рой Лихтенштейн и Энди Уорхол. 19 арт-каров появились в период с 1975 по 2017 годы, каждый из них — уникальная работа и художественное видение своих создателей. 

Далее